Главная Дети От рождения до школы Задержка речевого развития: диагностика, причины, пути решения проблемы

Задержка речевого развития: диагностика, причины, пути решения проблемы

Дети - От рождения до школы

нарушения развития речи

Развитие речи у детей имеет свои особенности и может несколько колебаться во временных рамках. Так некоторые довольно рано начинают соединять слова в простые предложения, в то время как другие изъясняются только отдельными фразами. Однако это далеко не всегда свидетельствует о наличии каких-то серьезных проблем. Давайте же разберемся, на что родителям стоит обращать внимание, какие основные нарушения развития речи у детей существуют, с чем они связаны и, главное, обозначим способы преодоления тех или иных препятствий на пути к овладению навыками общения. А существует ли проблема?

Диагностика нарушений развития речи

Итак, когда мы можем говорить о наличии проблемы развития речи у нашего чада? Когда сроки становления того или иного этапа существенно отличаются от общепринятых.

Так всем известно, что в возрасте 6-8 месяцев малыш перерастает возраст бессловесной коммуникации и вступает в другую фазу, когда начинает активно подражать речи близких людей. Сначала через воспроизведение отдельных звуков, затем слогов. Если это событие существенно затянулось, то необходимо показать ребенка врачу, возможно, имеют место некоторые заболевания: от отсутствия слуха, до нарушения работы нервной системы.

проблемы развития речи

В возрасте 1-го года у ребенка уже стоит ожидать появления первых слов. И вновь, у некоторых этот период оттягивается к полутора годам, а некоторые первое «мама» произносят еще до того, как отметят свой первый в жизни день рождения. А к 2-м годам здоровый, хорошо развивающийся малыш обладает достаточным запасом слов для того, чтобы высказывать свои мысли, давать знать о потребностях или делиться своими эмоциями. Ну а к 3-м годам дитя осваивает и грамматический строй родного языка.

Если же эти этапы проходят с задержкой – не стоит паниковать, равитие речи детей до 3-х лет имеет свои особенности. Для начала разберитесь со специалистами в причинах, вызвавших отклонения, если они таковыми на самом деле являются. Ведь все дети разные и не стоит форсировать события и требовать от своего ребенка невозможного только оттого, что его сверстники уже перешагнули какой-то барьер. Помните, что в большинстве случаев при определенных условиях с вашей терпеливой помощью может произойти коррекция нарушений речи.

Причины задержки речевого развития

Все причины отклонения от нормального развития можно классифицировать. И в данном случае можно выделить следующие виды нарушения речи:

  • физиологические;
  • патологические;
  • социальные.

К первым относятся: расстройство звукопроизношения (вызванное недостаточным развитием артикуляционного аппарата), недоразвитость фонематического слуха, задержка формирования лексико-грамматического строя речи, а также мутация голоса у подростков.

задержка развития речи

Патологические же причины речевых расстройств имеют в своей основе более глубокие корни. Это нарушения строения речевого аппарата (к примеру, твердого и мягкого нёба), нарушения слуха, расстройства центральной нервной системы, заикание. Истоки развития этих нарушений лежат либо в генетике, либо возникают в результате патологии внутриутробного развития, либо же являются следствием той или иной родовой травмы. Стоит отметить, что на современном этапе развития медицины есть возможность во время диагностировать любые отклонения от нормального течения беременности и родов и с самых первых дней жизни контролировать развитие малыша. Регулярные посещения невропатолога позволяют своевременно выявить проблемы и начать коррекционную работу, что обеспечивает благоприятное течение событий.

Однако стоит выделить еще и так называемый социальный фактор. Уже давно известно, что алкоголизм родителей, стрессы или частые серьезные заболевания ребенка также оказывают неблагоприятное влияние на развитие малыша и могут вызывать нарушение речи у детей. Так, к примеру, заикание может стать следствием полученной психологической травмы и способно проявиться в любом возрасте.

Решаем проблему задержки развития речи

Что же делать, если вам поставили неутешительный диагноз «задержка речевого развития»? Или выявили те или иные отклонения от нормы? А возможно вы желаете предупредить возникновение таковых. Тогда дальнейшая информация будет полезна для вас.

Запомните основное правило – чем больше мама общается со своим ребенком, тем реже возникает необходимость вмешательства специалистов. Сейчас существует огромное количество информации о пользе чтения, заучивания стихов, развития мелкой моторики. Не стоит преуменьшать их роль в становлении и развитии речи. Не забывайте и о развитии мышления дошкольника и памяти, ведь, они тесно взаимосвязаны с тем, насколько стремительным и успешным будет становление коммуникативных навыков. Если имеют место нарушения речи, причины которых кроются в физиологии, или мозговой деятельности, то не стоит отчаиваться. Это вовсе не означает, что вам никогда справиться с этими проблемами. Очень часто многим удается преодолеть их и вырастить благополучную личность, не лишенную столь важного навыка. Здесь вы должны действовать в тесной связке со специалистами, которые помогут подобрать программу действий, если необходимо, проконсультируют о необходимости проведения операций, подскажут самые эффективные методики и упражнения.

Неправильное произношение звуков и слов

Когда же нарушения устной речи связаны в первую очередь с неправильным произношением, дела обстоят еще более благоприятно. Практически не существует таких дефектов, которые нельзя было бы исправить. В данном случае, получив консультацию логопеда, вы можете помочь ребенку и самостоятельно.

нарушение речевого развития

Вам потребуется лишь выкроить время для занятий с ребенком, ваше терпение и некоторая доля настойчивости. Деятельность будет состоять из нескольких этапов, направленных на формирование и закрепление правильного произношения:

  • Подготовительный – направлен на развитие способности узнавания звука в слогах и словах, а также артикуляционная гимнастика.
  • Постановка звука – задача этапа вызвать звук. Именно вызвать, опираясь на ассоциативное восприятие. Так при работе над звуком «с», можно предложить ребенку повторить то, как работает насос. Может быть любая другая ассоциация, позволяющая малышу не акцентировать внимание на «с» сугубо как на звуке речи.
  • Автоматизация. Отработка звука в слогах, словах и уже затем в предложениях. Не торопитесь и старайтесь как можно тщательнее отработать максимальное количество вариантов.
  • Дифференциация. На данном этапе происходит проверка умения ребенка отличить «рабочий» звук от похожих. Если этот этап пройден успешно, то остается финальный – введение звука речь.
  • Введение. На данном этапе важно следить за правильным произношением звука в повседневной жизни.

Существует достаточно большое количество литературы, содержащей необходимые упражнения и тренинги. Хочется только сказать, что до четырех лет ребенок может самостоятельно исправить тот или иной звук. Достаточно, лишь терпеливо исправлять его ошибки, не слишком травмируя психику крохи. Если же этого не произошло, тогда смело обращайтесь за помощью к логопеду.

Речь – одна из самых необходимых составляющих человеческой жизни. Это связано в первую очередь с тем, что мы живем в социуме. А от уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит успешность вашего ребенка в будущем.

МирСовет.ру смеет надеяться, что вам не будут знакомы тяжелые нарушения речи, и становление личности будет происходить благополучно. Однако если что-то пошло не так, не отчаивайтесь. Помните – благодаря вашему терпению и любви можно преодолеть практически любые препятствия на пути развития речи ребенка.

 

Янушевская Екатерина Васильевна


статья подготовлена специально для МирСовет.ру - http://mirsovet.ru

Если вам понравилась статья, то вы можете поделиться ею c друзьями, нажав на значок своей любимой социальной сети


Рекомендуем прочесть:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Реклама

Поиск по сайту