Главная Дети От рождения до школы Как познакомить дошкольника с азами математики

Как познакомить дошкольника с азами математики

Дети - От рождения до школы

азы математики дошкольникам

Всем мамам хочется, чтобы их малыши с самого раннего возраста всесторонне развивались. Для этого приобретаются различные развивающие игрушки и методические пособия по методам обучения малыша в процессе игры тем или иным наукам. Наши советы адресованы родителям, желающим преподнести основы математики своим деткам в возрасте от полутора лет.

Азы математики для малыша

Детей в возрасте до 3-х лет в процессе игры и повседневного общения легко можно познакомить с простыми математическими понятиями:

1. Величина, размер (большой – маленький – средний, длинный – короткий, высокий – низкий);

2. Количество (много – мало, больше – меньше – столько же (поровну);

3. Основные геометрические фигуры;

4. Основные геометрические формы;

5. Классификация.

Эти занятия способствуют развитию мышления дошкольника, как логического, так и пространственного.

Величина

Прекрасным пособием в усвоении данного понятия является известная сказка «Три медведя». Для наглядности можно разыграть сказку с помощью игрушек. Обращайте внимание на то, что Михаил Иванович – самый большой, поэтому у него большой стул, большая миска, большая ложка, большая кровать, Матрена Ивановна – поменьше, т.е. средняя и, соответственно, у нее средний стул и т.д. Спросите ребенка, какой у Мишутки должен быть стул, миска, ложка, кроватка? Можно поставить перед ребенком три тарелки, ложки разного размера (игрушечная или настоящая посуда) и попросить определить, кому из 3-х медведей принадлежит тот или иной предмет.

«Где чей домик?». Возьмите три игрушки разной величины. Сначала пусть это будут, например, только собачки или куклы, чтобы ребенок не отвлекался на другие отличительные признаки. Нарисуйте на бумаге или постройте из кубиков три домика разной величины. Объясните, что куколки (собачки) заблудились, и нужно помочь каждой из них найти свой домик.

«Швейная мастерская». Положите перед малышом по пять пуговиц разной величины и три «рубашки» разного размера (бумажные заготовки). Попросите малыша «пришить» пуговицы: большие – к большой рубашке, средние – к средней, маленькие – к маленькой. Сначала пусть будут пуговицы только одного цвета, а позже переходите к более сложному варианту, подобрав пуговицы нескольких цветов.

«Дорожки». Возьмите две полоски бумаги или ленты разной длины – «дорожки». Задача малыша выбрать верную дорожку к домикам, один из которых находится дальше от ребенка, а другой ближе.

«Куклы наряжаются на праздник». Потребуются две ленты разной длины. Пусть малыш большой кукле подберет длинный бант, а маленькой – короткий.

Сначала предлагаемые предметы (дорожки, ленты и т. д.) должны существенно отличаться друг от друга по длине. Позднее научите ребенка сравнивать дорожки, ленты, с незначительной разницей в длине, путем наложения друг на друга. Объясняйте: «У этой дорожки виднеется краешек, значит, она чуть длиннее, а другая – короче».

Сравнивайте по высоте дома, людей, куклы, деревья и т.д., сочетая с усвоением понятий «большой – маленький», «длинный – короткий». Например, папа – высокий у него большая рубашка, ты – пониже, у тебя маленькая рубашка.

Количество

Сравнивать и считать можно все, что угодно: пуговицы, камешки, палочки, игрушки и т.д. Даже в магазине, изучая витрину, малыша можно попросить сосчитать то, что вы на ней видите: зубные щетки, куски мыла, дверные ручки или цилиндровые механизмы, называемые в народе дверными личинками. Сначала разница в количестве должна быть видна невооруженным глазом (например, 2 и 8). Позднее усложните задачу, предложив, например 5 красных и 6 зеленых флажков. Чтобы определить, каких больше, научите малыша составлять пары: один красный флажок и один зеленый. «Видишь, один зеленый флажок остался без пары, значит, зеленых больше, а красных меньше».

В одну емкость налейте немного воды (песка, крупы), в другую – побольше. Пусть малыш определит, где воды мало, а где много. Попросите его, сделать так, чтобы воды было поровну в обоих сосудах, чтобы сосуды стали пустыми и т.д.

Геометрические фигуры

Дайте ребенку потрогать фигуры руками, поиграть. Указывайте на отличительные признаки каждой фигуры: есть углы, грани или нет, катится или нет. Сложное название «параллелепипед» замените на простое «кирпичик». Вместе постройте «город»: домик, замок, мост, ворота, дорожки, скамейки; «обставьте» комнату: стул, стол, кровать, диван, табурет и т.д.

Геометрические формы

Можно воспользоваться готовыми заготовками, а можно сделать самим, вырезав формы из плотной бумаги разной величины. Используя кружки, квадраты, треугольники, трапеции разного размера, составляйте вместе с малышом картинки: снеговика, машину, гусеницу, домик, парусник, человечка, цветочек и т.д. или украшайте орнаментом бумажные заготовки: платье, скатерть, поднос, платок и т. д.

Классификация

Пусть малыш сначала научится группировать предметы по одному признаку: цвет, форма, величина, назначение (посуда, одежда, музыкальные инструменты и т. д.). А затем с учетом двух и более признаков, для чего разложите большие и маленькие геометрические формы или фигуры 2-3-х цветов и попросите его найти, например, красные кружочки, большие кубики, зеленые маленькие треугольники и т. д.

Освоить азы математики малышам помогут игрушки и пособия, такие как:

  • логический куб;
  • счеты;
  • матрешки;
  • пирамидки;
  • строительные наборы;
  • наборы горшочков или цилиндров разной величины;
  • логические блоки Дьенеша и специальные альбомы к ним;
  • палочки Кюизенера в комплекте с альбомами;
  • кубики Никитина.


статья подготовлена специально для МирСовет.ру - http://mirsovet.ru

Если вам понравилась статья, то вы можете поделиться ею c друзьями, нажав на значок своей любимой социальной сети


Рекомендуем прочесть:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Реклама

Поиск по сайту